Основные проблемы организации и предоставления услуг через МФЦ

Несмотря на распространенную практику создания и развития МФЦ на территории Российской Федерации, на сегодняшний день одной из ключевых проблем остается низкое качество предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ .  Трудности возникают, как в организации работы самих МФЦ, так и у граждан при их обращении за услугами. 

Среди наиболее распространенных проблем, касающихся непосредственно работы МФЦ, можно выделить: недостаточную проработанность нормативно-правовой базы (имеется в виду -  отсутствие как законодательного, так и отработанного договорного механизмов создания,  эксплуатации и финансирования МФЦ; необходимость разработки и (или) доработки  административных регламентов), низкую квалификацию персонала, не говоря уже о большой "текучке" кадров, сложности в организации взаимодействия с другими органами власти и организациями.

Основным критерием эффективности работы МФЦ является уровень удовлетворённости  граждан, пользующихся услугами МФЦ.  Как показывает большинство проведенных опросов основными сложностями, с которыми сталкивается заявитель при обращении в МФЦ является:

  • долгое ожидание в очереди.

Посетители МФЦ жалуются на нарушение установленного срока. При хорошо организованной работе предполагается, что время ожидания в очередях многофункциональных центрах в среднем не составит более, чем15 минут;

  • необоснованное привлечение заявителей к сбору документов, избыточное количество используемых бумажных форм документов при установлении, оформлении или подтверждении прав заявителей на получение государственной или муниципальной услуги.

 Суть состоит в том, что для оказания той или иной услуги заявитель должен предоставить в орган власти пакет документов, сформированный на основе различного рода сведений (справок, выписок и т.п.)  Количество документов, включаемых в состав данного комплекта может исчисляться десятками в зависимости от вида государственной или муниципальной услуги. Зачастую заявитель сталкивается с практикой, что орган власти самостоятельно без регламентирующих норм определяет условия и порядок предоставления услуг. При этом представляется затруднительным установить количество документов, используемых в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг;

  • решение задач межведомственного (внутриведомственного) взаимодействия должностных лиц, принимающих участие в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг, за счет заявителей.

Возникновение подобного рода ситуаций объясняется недостаточно эффективным межведомственным информационным обменом, при котором  заявитель вынужден самостоятельно осуществлять сбор документов в государственных, муниципальных органах и организациях, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

  • низкая внутриведомственная согласованность органов власти и подведомственных им организаций при предоставлении услуг заявителям.

Заявитель зачастую выступает передаточным звеном приема-передачи документов между структурными подразделениями (должностными лицами) внутри одного и того же органа (организации) как территориально удаленными, так и расположенными по одному адресу;

  • наличие сложных консолидированных услуг, которые можно рассмотреть как совокупность отдельных, относительно независимых друг от друга простых (элементарных) услуг, предоставляемых разными органами и (или) организациями, за которыми заявитель так же должен обратиться.

Данное обстоятельство в свою очередь приводит  к увеличению сроков подготовки конечных документов для заявителей с целью получения результата по первоначальной услуге.

Вышеперечисленные проблемы взаимосвязаны, поэтому их полное решение возможно только посредством реализации комплекса организационных, информационных, нормативно-методических и технических мероприятий, которые должны быть предусмотрены при предоставлении по принципу «одного окна» и направлены на обеспечение экономической эффективности,  с нескольких позиций:

- во - первых, затраты по проекту должны быть минимальными;

- во -вторых, реализация проекта должна приводить к снижению стоимости и, в тоже время, к повышению эффективности предоставления государственных услуг;

- в - третьих, создаваемый МФЦ, обладая ценными информационными ресурсами и набором самых современных технологических решений должен в перспективе выходить на самоокупаемость за счет оказания дополнительных информационных услуг.


30 мая 2013г.