Несмотря на
распространенную практику создания и развития МФЦ на
территории Российской Федерации, на сегодняшний день одной из ключевых проблем
остается низкое качество предоставления государственных и муниципальных услуг
на базе МФЦ . Трудности возникают, как в организации работы самих МФЦ,
так и у граждан при их обращении за услугами.
Среди наиболее
распространенных проблем, касающихся непосредственно работы МФЦ, можно выделить:
недостаточную проработанность нормативно-правовой базы (имеется в виду - отсутствие как законодательного, так и отработанного
договорного механизмов создания, эксплуатации
и финансирования МФЦ; необходимость разработки и (или) доработки административных регламентов), низкую
квалификацию персонала, не говоря уже о большой "текучке" кадров, сложности в
организации взаимодействия с другими органами власти и организациями.
Основным критерием
эффективности работы МФЦ является уровень удовлетворённости граждан,
пользующихся услугами МФЦ. Как
показывает большинство проведенных опросов основными сложностями, с которыми
сталкивается заявитель при обращении в МФЦ является:
- долгое ожидание в очереди.
Посетители
МФЦ жалуются на нарушение установленного срока. При хорошо организованной
работе предполагается, что время ожидания в очередях многофункциональных
центрах в среднем не составит более, чем15 минут;
- необоснованное привлечение заявителей к сбору
документов, избыточное количество используемых бумажных форм документов
при установлении, оформлении или подтверждении прав заявителей на
получение государственной или муниципальной услуги.
Суть состоит в том, что для оказания той или
иной услуги заявитель должен предоставить в орган власти пакет документов,
сформированный на основе различного рода сведений (справок, выписок и
т.п.) Количество документов, включаемых в состав данного комплекта может
исчисляться десятками в зависимости от вида государственной или муниципальной
услуги. Зачастую заявитель сталкивается с практикой, что орган власти самостоятельно
без регламентирующих норм определяет условия и порядок предоставления услуг.
При этом представляется затруднительным установить количество документов,
используемых в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг;
- решение задач межведомственного (внутриведомственного)
взаимодействия должностных лиц, принимающих участие в процессе предоставления
государственных и муниципальных услуг, за счет заявителей.
Возникновение подобного рода ситуаций объясняется недостаточно
эффективным межведомственным информационным обменом, при котором заявитель вынужден самостоятельно осуществлять
сбор документов в государственных, муниципальных органах и организациях,
участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
- низкая внутриведомственная согласованность
органов власти и подведомственных им организаций при предоставлении услуг
заявителям.
Заявитель зачастую выступает передаточным звеном
приема-передачи документов между структурными подразделениями (должностными лицами)
внутри одного и того же органа (организации) как территориально удаленными, так
и расположенными по одному адресу;
- наличие сложных консолидированных услуг, которые
можно рассмотреть как совокупность отдельных, относительно независимых
друг от друга простых (элементарных) услуг, предоставляемых разными
органами и (или) организациями, за которыми заявитель так же должен
обратиться.
Данное обстоятельство в свою очередь приводит к увеличению сроков подготовки конечных
документов для заявителей с целью получения результата по первоначальной услуге.
Вышеперечисленные
проблемы взаимосвязаны, поэтому их полное решение возможно только посредством
реализации комплекса организационных, информационных,
нормативно-методических и технических мероприятий, которые должны быть предусмотрены
при предоставлении по принципу «одного окна» и направлены на обеспечение экономической
эффективности, с нескольких позиций:
- во - первых, затраты по
проекту должны быть минимальными;
- во -вторых, реализация
проекта должна приводить к снижению стоимости и, в тоже время, к повышению эффективности
предоставления государственных услуг;
- в - третьих, создаваемый
МФЦ, обладая ценными информационными ресурсами и набором самых современных технологических
решений должен в перспективе выходить на самоокупаемость за счет оказания дополнительных
информационных услуг.